![]() |
|||||||
Горим!!!Роман Баннов, 2010 г.
Синдром эмоционального выгорания («эмоциональное сгорание») — специфический вид профессиональной деформации лиц, вынужденных во время выполнения своих обязанностей тесно общаться с людьми. Психологический словарь Вы нашли прекрасного сотрудника – он быстро включается в работу, с энтузиазмом начинает какое-то дело, работает с полной самоотдачей, результаты – великолепные. Про таких говорят, что у них в руках все «горит». Проходит время, и вы замечаете: прежний пыл исчез, взгляд стал безразличным, а результаты - все хуже и хуже. Сотрудник перестал работать в полную силу, от энтузиазма не осталось и следа, с ним даже невозможно спокойно и конструктивно поговорить... Знакомая ситуация? ------------------------------------
Теперь чуть подробнее остановимся на признаках «выгорания», а потом рассмотрим способы реагирования и минимизации последствий этого коварного зла. Итак, физические симптомы выгорания:
Эмоциональные симптомы выгорания:
Можно сказать, что имеет место проявление защитных механизмов, направленных на ослабление неблагоприятных профессиональных факторов (см. ниже организационные факторы риска) Поведенческие симптомы выгорания:
Когда сотрудник выгорает, он становится неэффективным в своих действиях. Сфера интересов:
Главный вывод – для повышения эффективности работы сотрудников с синдромом выгорания вряд ли подойдут традиционные тренинговые методы. Попробуйте предложить такому сотруднику пройти коммуникативный тренинг или принят участие в тимбилдинге. Рассмотрим теперь стадии выгорания – это важно, так как характер наших действий будет зависеть от стадии, на которой находится «выгоревший» сотрудник. Их три: Первая стадия характеризуется эмоциональным истощением, усталостью, уменьшением интереса к работе. Все ли подвержены «выгоранию»? В той или иной степени – да. Однако, не все доводят себя до последней, третьей стадии. Если говорить о факторах риска, то можно выделить личностные и профессиональные факторы риска. К личностным факторам риска относятся:
Организационные факторы риска:
Но есть и такие, назовем их «везунчиками», которые в наименьшей степени подвержены развитию синдрома выгорания. Это сотрудники отличаются хорошим здоровьем, при этом проявляют системную заботу о собственном здоровье – занимаются спортом, не курят (банально, да?). Это, как правило, сотрудники с высокой самооценкой и уверенностью в себе, открытые миру и другим людям, имеющие оптимистичные установки и ценности. И не стремящиеся перекладывать ответственность за неудачи на внешние обстоятельства. Что же делать, если проблема выгорания действительно существует в вашей организации или отделе? Как с ней бороться? Ведь когда мы нанимаем людей, нам нужны такие, которые отдавали бы себя работе полностью. Мы хотим, чтобы они были проактивными. Чтобы «горели». Скажите, кому нужны работники, которые будут работать в полсилы? Вряд ли мы можем «победить» этот синдром. Главная идея – минимизировать последствия синдрома выгорания для организации и для конкретного сотрудника, оттянуть время наступления 3-ей стадии. Для этого важно:
Теперь давайте по порядку. Итак, первое – подбирать нужных людей. Это означает отсев кандидатов при отборе по личностным факторам риска. К традиционным тестам, интервью по компетенциям необходимо добавить методики, фильтрующие кандидатов по этому признаку. Например, глубинное биографическое интервью, УСК, методики, выявляющие признаки внутриличностных конфликтов, тревожности (здесь - "по вкусу"). Второе – как учесть особенности «выгорающих» при ситуационном управлении? Важно помнить, что у таких сотрудников выражены изменения в мотивационной сфере (профессиональные мотивы исчерпываются), поэтому ситуационное управление будет таким же, как в случае демотивированных сотрудников. Конечно, с учетом квалификации сотрудника (см. Таблицу 1.)
Таблица 1. Особенности управления сотрудниками с «синдромом выгорания»
Третий момент – минимизация профессиональных факторов риска. Здесь действия будут зависеть от стадии выгорания (см. Таблицу 2.).
Таблица 2. Особенности организации работы в зависимости от стадии выгорания
Имитационная игра – это особый вид тренинговой активности, в котором идет работа с установками участников. Суть ее заключается в том, что берется бизнес-процесс (или несколько бизнес-процессов), подробно описывается, затем создается метафорическая аналогия. В имитационной игре участники работают в метафорическом поле, взаимодействуя друг с другом, находя решения, работая с противоречиями. Другими словами, они проживают ситуации в реальном времени. Именно это и помогает проводить работу с установками участников. Так как в целом позитивные установки помогают замедлить выгорание, мы предлагаем именно имитационную игру как форму работы на первой стадии выгорания (реально, это в первые полгода работы). Пример такой игры вы можете увидеть ниже.
Аудитория - операторы-новички, супервайзеры, руководители. Формат – собственно имитационная игра + навыковая часть + Выводы. Возможные итоги для операторов:
Возможные итоги для руководства:
Фабула (метафорическая концепция) – пример: На второй стадии работа идет преимущественно над тем, чтобы замедлить процесс редукции профессиональных достижений. Необходимо как можно дольше поддерживать чувство профессиональной значимости и важности у операторов. Для этого можно выбрать ряд мероприятий (см. Таблицу 2.) На третьей стадии, когда KPI систематически не выполняются, минимизировать профессиональные факторы риска очень сложно, и у нас остается только один выход – увольнение. Как показывает многолетний опыт работы с контакт-центрами IT-компаний или, например, в банковской сфере, с помощью этих мер возможно снизить текучесть операторов на треть (на временном промежутке до 2-х лет) при сохранении эффективности их работы. Показатели улучшаются, если в организации принято позитивно мыслить, быть внимательными друг к другу, концентрироваться на решении задач, а не на поиске виновных. Да и влияние пропаганды здорового образа жизни сложно переоценить. Особенно, если это идет «с головы». Предлагаемые действия не смогут полностью устранить угрозу возникновения синдрома выгорания у вашего персонала. Но они помогут сотрудникам работать более эффективно и с удовольствием.
|
||||||||||||||
© 2007 - 2025 colloquium.ru
|