7(917)590-0308
Статьи

За гранью четвертого измерения…
Разработка и проведение имитационных деловых игр

Дмитрий Иванов, 2008 г.
Журнал "Корпоративные Университеты", #11, Март, 2008


А знаете ли Вы, в каком мире Вы живете? Нет, не с точки зрения авторов рекламных слоганов (тогда вариантами ответа были бы фразы типа «в мире киберпреступников», «в мире нанотехнологий», «в мире караоке», и т.д.). А с точки зрения физиков-теоретиков, с точки зрения топологии пространства, в котором мы все находимся.
Читатели, придерживающиеся классического подхода в интерпретации объективной реальности, наверное скажут, что мы живем в трехмерном мире.
Те, кто разделяет релятивистскую точку зрения (помните – Эйнштейн, Теория относительности, …) видимо ответят, что наш мир – четырехмерный. Это те же самые классические три измерения, плюс время, которое неразрывно связано с пространством. Как видите, пока все достаточно просто. Данный подход сформировался еще в 1915 г. и, как Вы понимаете, теоретическая физика с тех пор не стояла на месте. Количество измерений, необходимых для корректного и всеобъемлющего описания реальности, увеличивалось, и в настоящее время теория Калуцы-Клейна постулирует, что мы с Вами живем в одиннадцатимерной Вселенной. Предполагается, что те самые дополнительные семь измерений пространства, которых мы не видим и не ощущаем, каким-то хитрым образом свернуты в очень малых масштабах (10^-32 см, т.е. во много-много раз меньше размера атомного ядра).

Мы сейчас не будем углубляться в детали данной концепции, а те, кого она заинтересовала, смогут получить более подробную информацию, например, в книге Пола Девиса «Суперсила. Поиски единой теории природы».  
Нам важно, что существует теория, утверждающая, что мы с Вами живем в одиннадцатимерном пространстве. А теперь представьте себе, что Вам предложили поучаствовать в эксперименте, целью которого является подтверждение данной теории. Вы попадаете в суперсовременный исследовательский центр, строгие люди в белых халатах (те самые физики-теоретики) подробно рассказывают Вам о целях эксперимента, о методике его проведения, о результатах, которые ожидаются на выходе. Вы получаете все необходимые инструкции и вместе с остальными участниками эксперимента проходите в специальную камеру. Тяжелые массивные двери бесшумно задвигаются и на огромном LCD-экране появляется надпись «Внимание! Активизирована система антигравитационного трансферинга реальности!»
Пространство вокруг Вас деформируется, сворачивается, рассыпается на отдельные составляющие, непонятные звуки заполняют Ваше сознание и переносят его из привычного трехмерного мира в непонятный и нереальный мир Одиннадцатого измерения…

И вот Вы уже там, за гранью обычной реальности. Как это часто бывает, эксперимент пошел «не совсем» по сценарию, и  вместо того чтобы просто побывать в Одиннадцатом измерении, убедиться в его существовании и вернуться обратно, участники эксперимента «застревают» там надолго. Портал, обеспечивающий связь с трехмерным миром, закрылся и единственное, что всем вам остается – как-то адаптироваться к новым условиям. А условия эти отличаются от «наших» очень сильно. Одиннадцатое измерение - это бестелесный нематериальный мир, в котором жизнь существует только в форме духовной субстанции. Физических предметов нет, а если бы они и были, воспользоваться ими было бы невозможно, т.к. все жители Одиннадцатого измерения нематериальны.
Физические границы в нематериальном мире не имеют смысла, поэтому в Одиннадцатом измерении существует только одно государство – Объединенный Нейро Союз (ОНС). Для удобства посетителей, прибывающих в ОНС из других измерений, Единая Государственная Компьютерная Система «Deep-11» моделирует для них виртуальную реальность таким образом, что им кажется, будто бы они находятся в привычном для них мире. Таким образом, весь трехмерный мир, который сейчас окружает участников эксперимента, это всего лишь иллюзия, созданная гением программистов ОНС.
А «человек, похожий на тренера» - это виртуальный элемент интерфейса компьютера «Deep-11», голографическая проекция некоторого изображения, обеспечивающая комфортное взаимодействие между участниками и компьютерной системой.
Его задачи:

Деловая игра 1

 

Участники эксперимента не могут самостоятельно вернуться в привычный трехмерный мир. Конечно, физики-теоретики не оставят их в беде, но не известно, как скоро можно рассчитывать на помощь. Ситуация осложняется еще и тем, что участники попали в Одиннадцатое измерение в качестве «временных копий», и информация о них будет стерта ровно через 5 дней. То есть, если через 5 дней участники эксперимента не вернутся обратно в трехмерный мир – они просто перестанут существовать.

Примерно так вводятся в игровое пространство участники тренинга, если для его проведения выбран формат имитационной игры.
Что же такое имитационная игра?
Имитационная игра (или метафорическая деловая игра) – это вариант деловой игры, построенный на базе метафоры, отражающей реальный бизнес-процесс.

Метафора (от греческого metaphora – перенесение) – перенесение свойств одного предмета (явления) на другой, на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов.
(Большой Энциклопедический словарь)

Имитационная игра - это работа участников в условном, вымышленном пространстве, что позволяет:

 

Схема проведения имитационной игры:


Деловая игра 2 

 

 

Деловая игра 3 

 

 

Деловая игра 4 

 

Моделирование реальной ситуации в тренинге позволяет выделить из бизнес-процесса отдельные составляющие, подробно проанализировать их, выделить наиболее существенные моменты, найти максимально эффективные способы решения, разработать оптимальные алгоритмы поведения.

Использование игровой реальности в процессе обучения ориентировано на решение следующих задач:

Имитационная игра «Одиннадцатое измерение» была разработана для  решения следующих задач, поставленных заказчиком:

В контексте игры участники должны были получить знания и навыки по следующим темам: 

Формат имитационной игры позволил максимально вовлечь сотрудников в процесс взаимодействия. Для этого мы использовали:

Для повышения групповой динамики идея соревнования объединяла все элементы тренинга и спортивные игры, которые проходили в свободное время. Участников разделили на команды, и каждая команда стремилась заработать максимальное количество N$ (нейро-долларов – валюта Одиннадцатого измерения). Активность и результативность участников (и команд) оценивалась:

После введения в игровое пространство, участники (с помощью тренера, как элемента интерфейса компьютерной системы) сформулировали для себя основные цели на предстоящие 5 дней: 

Деловая игра 5

 

Для того, чтобы участники все время оставались в рамках сюжета, теоретические блоки, которые им нужно было изучить и отработать, были полностью погружены в игровое поле. Компьютер «Deep-11» сообщил, что в его базах данных есть информация, необходимая участникам для эффективного поиска решения (время ограничено, есть всего 5 дней!). Участникам был «открыт доступ» в эти базы данных, и перед каждым практическим заданием у них была возможность получить соответствующую теоретическую информацию.

В течение четырех дней командам удалось:

Утром последнего (пятого) дня путешественники «открыли портал в трехмерный мир» и вернулись в привычную нам реальность. После возвращения, уже в новых командах, участники подготовили и провели презентации, предлагающие варианты решения конкретных проблем, возникающих в процессе их реальной работы в компании, с использованием тех методов, которые были отработаны на тренинге.

Обобщая результаты тренинга и опыт проведения имитационных игр для других заказчиков, можно отметить следующие преимущества данного формата (преимущества перенесения места действия в вымышленное пространство):

В целом, формат имитационной игры будет особенно эффективным для решения следующих задач:

Как Вы уже, наверное, догадались, игра «Одиннадцатое измерение» - это далеко не единственная имитационная игра, разработанная и успешно проведенная тренерами компании «Ars Vitae». Вот еще несколько вариантов сценариев реализованных имитационных игр:  

--------------------------------------

НАЗАД В БУДУЩЕЕ

Ваша команда летела на звездолете с целью разведки месторождений нефти на других планетах. По дороге звездолет попал в «черную дыру» и вы оказались на Земле, какой она была 1000 лет назад.
Расчеты специалистов показывают, что вернуться в будущее можно ровно через 4 дня (повториться «черная дыра»). Следующий раз путь в наше время откроется через 100 лет.
За эти 4 дня команде звездолета необходимо добыть определенное количество нефти и переработать ее в ракетное топливо, поскольку во время полета было истрачено всё горючее.

ПЛАНЕТА "Х"

Еще совсем недавно планета Х была меньше чем сейчас. Весь шарик можно было обойти за 10 минут, и поэтому все жители планеты хорошо знали друг друга, ходили в гости и весело отмечали праздники.
Но потом космические силы изменили свое направление, и планета стала увеличиваться, она становилась все больше и больше, менялся ее рельеф. Если раньше вся планета была одной большой равниной, то теперь появились горные хребты, реки и овраги. Стало труднее ходить в гости, кого-то даже не видно за горами, неизвестно как они там живут.
Планета Х - это не обычная планета. Дело в том, что её размер и внешний вид зависит от желания и настроения ее жителей. Поругается кто-нибудь и появляется на планете новая гора или пропасть, станет жителям планеты грустно и начинается глобальное оледенение.
Недавно некоторые исследователи выдвинули гипотезу о том, что скоро может произойти  выделение отдельных континентов, между которыми появятся огромные моря и океаны. Если это случится - сообщение между континентами будет сильно затруднено, а может быть и невозможно. Произойдет это или нет, зависит только от вас, жителей планеты, поэтому было принято решение - собраться всем вместе и предотвратить глобальную катастрофу.

 

БЕСКОНЕЧНОЕ ЧАЕПИТИЕ

Так случилось, что команда Y попала в особую точку пространства и времени, точку, где открывается дверь в другой сказочный мир. И сейчас Вы в долине… «бесконечного чаепития»!!! Скоро Вы сами убедитесь, что это очень странное место.
Местный Дух, Безумный Белый Кролик, заколдовал каждого из Вас! Теперь Вы можете только пить чай, ходить в гости и встречать гостей. Каждая команда  встретит сегодня Странного Гостя! И многие из Вас сами превратятся в Странного Гостя Долины!
Безумный Белый Кролик заколдовал Вас, и пока Вы не выполните все его условия, Вы не сможете попасть обратно, вернуться домой. Насколько мы знаем, Кролику нужно получить от Вас рецепт одного очень редкого и ценного блюда.…
И помните, если стрелка на Гигантских часах Кролика дрогнет и сдвинется хотя бы на одну секунду, а это 2 часа нашего времени, Вы навсегда останетесь Гостями-пленниками долины Бесконечного Чаепития.  Победа или Проигрыш – зависит только от Вас!!!.

НА ПЛАНЕТЕ МУМИ-ТРОЛЛЕЙ

В далеком-далеком 2010 году была открыта новая планета, а на ней обнаружена разумная жизнь. Жители этой планеты очень добрые и умные создания. Из-за сходства с персонажами известной книжки и мультфильма, люди назвали их Муми-троллями. Очень скоро между двумя планетами (Землей и Муми-долом) завязались дружеские и торговые отношения. И вот первые Муми-тролли прилетели на планету Земля. И все было бы хорошо… Но вот оказалось, что у Муми-троллей есть одна необычная особенность – они никогда и не с кем не заговаривают первыми… И эта особенность сильно осложняет общение между двумя мирами… Спрашиваешь о чем-нибудь Муми-тролля, а он молчит… И совершенно непонятно, как разговорить Муми-тролля…
Недавно земные ученые заметили, что сами Муми-тролли, когда общаются между собой используют специальные тайные знаки – особые движения, жесты и фразы, чтобы начать разговор. Поскольку сами Муми-тролли не захотели рассказывать о законах своего языка, земные ученые снарядили экспедицию на планету Муми-троллей для того, чтобы там, на месте, разобраться – что же это за особые приемы и могут ли люди их освоить.  Пока это не известно… Экспедиция сотрудников компании Х начнется через несколько минут, Вы  окажетесь на новой планете и начнете свой исследовательский поход…

 

ПРИНЦ И НИЩИЙ

В основе игры – известная сказка о том, как нищий мальчик и принц остро позавидовали друг другу и договорились на время поменяться местами. Каждого ждали удивительные и не всегда приятные открытия. Оказалось, что внешняя притягательность чужого положения во многом была вызвана недостатком информации о реальном положении дел. Оказалось, что у каждого есть свои нелегкие обязанности, которых не видно со стороны. И, в конечном счете, оказалось, что свое привычное положение ничуть не хуже, и герои с облегчением вернулись к привычной жизни.
Как часто в нашей жизни нам кажется, что только мы перегружены работой, завалены письмами, «задерганы» клиентами… А сотрудник из соседнего отдела (из магазина, офиса и т.д.) вальяжно прогуливается по коридору, вечно пьет кофе и никогда ничего не делает вовремя, чем подводит Вас  и.д., и т.п. Знакомая картина? Вот тогда и придет на помощь игра «Принц и нищий». У сотрудников подразделений будет возможность попробовать на себе «вальяжную жизнь» соседа; узнать, что «королевская печать» не предназначена для колки орехов; открыть, что сотрудник кричит в телефон не со зла, а потому, что рядом с ним клиент, который уже 20 минут настойчиво требует свои документы, и т.д.

-----------------------------

Итак, если Вы все еще находитесь в Одиннадцатом измерении, у Вас осталось всего 5 дней для того чтобы:

Помните: через пять дней Ваши резервные копии будут уничтожены!

[ В начало раздела ]
Статьи


© 2007 - 2024 colloquium.ru