7(917)590-0308 | |||||||
Работа тренеров в парах, тройках, группах: ошибки и пути их устранения
Целью Доклада является описание и систематизация типовых ошибок тренеров при работе в паре, тройках и т.д., а также рассмотрение возможных путей устранения таких ошибок. Ключевые понятия: Бизнес-тренинг – один из видов тренинга, имеющий своей целью, в первую очередь, формирование деловых навыков и умений сотрудников. Тренер – ведущий тренинговых групп. Ко-тренерство - совместное ведение тренинговой группы 2-мя – 3-мя тренерами [2] Тренерская ошибка – действия тренера (тренеров), мешающие достижению целей тренинга или делающие цель тренинга недостижимой. --------------------------------------------- Тренерские ошибки в данном докладе изучались на примере работы тренеров в паре. Автор доклада предполагает, что такие ошибки будут характерны и для большего числа тренеров – для троек, групп (что подтверждалось в процессе опроса).
Работа в паре – один из важнейших шагов в становлении профессионального тренера. Такой формат требует дополнительных энергетических затрат, так как партнеры тратят энергию не только на развитие групп, но и на развитие и поддержание собственных взаимоотношений, которые во многом определяют успех тренинга. И, конечно же, в работе в паре, как и в любой другой, есть свои плюсы и опасности. Технические причины: Методические причины: – для эффективного достижения целей тренинга роли между тренерами могут быть разделены (например, эксперт–фасилитатор, «хороший полицейский – плохой полицейский», мужчина и женщина и т.д.) ПРИМЕР: при использовании ролевой пары «хороший полицейский – плохой полицейский» у группы формируется четкость, детерминантность в восприятии модели («помогает – мешает»). Этот эффект можно использовать в коммуникативных или переговорческих тренингах, когда требуется закрепить конструктивный опыт и отсеять неэффективные действия участников. Перед тем, как рассмотреть тренерские ошибки, проведем краткий обзор преимуществ работы в паре. Эти преимущества можно разделить на две группы - преимущества для группы и преимущества для тренеров.
ПРЕИМУЩЕСТВА В ГРУППОВОМ РАЗВИТИИ Главное преимущество заключается в том, что коллеги дополняют стили друг друга. Так, например, если один ориентирован на работу с групповой динамикой, а другой – на работу с индивидуумом, то совместно они будут больше способствовать индивидуальному и групповому развитию, чем по одиночке.
ПРЕИМУЩЕСТВА В ЛИЧНОСТНОМ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ Работа в паре заключает возможности профессионального роста, а также позволяет каждому тренеру развиваться в личностном плане. Участники тренинга обычно не в состоянии предоставить тренеру продуктивную обратную связь относительно его профессиональной компетентности. Зато это может сделать партнер. В этом смысле, каждый тренинг становиться своеобразным практикумом для ведущих его тренеров. Пример: работа со сложными участниками. Во время тренинга тренер не всегда успевает отслеживать свои действия по отношению к пассивной части аудитории или по отношению к негативно настроенным участникам. Ко-тренер, давая обратную связь, показывая эффективные и неэффективные стороны работы, может помочь развить навыки работы со сложными участниками у своего коллеги. В процессе систематизации ошибок тренеров, Автор доклада опирался на собственный опыт работы в паре и в группе тренеров (более 50-ти тренингов), а также использовал опыт коллег и информацию из открытых источников (в частности, портал www.treko.ru). Кроме этого, был проведен опрос среди практикующих бизнес-тренеров, имеющих опыт работы в паре или группе тренеров. В опросе принимало участие 50 тренеров с разным по продолжительности опытом работы (тематики тренингов, которые ведут эти тренеры, см. выше): Опыт до 5-ти лет: 24 Каждому тренеру задавалось два вопроса:
Тренеры охотно шли на сотрудничество, и, как правило, сопровождали рассказ об ошибках следствиями, к которым эти ошибки привели («потеря времени», «отвлекает внимание группы», «гасит динамику», «не создается правильная модель», «возникает путаница в понятиях» и т.д.). Следствия ошибок Автор свел к двум основным аспектам:
Названные ошибки собраны в Таблице 1 Таблица 1
Интересен опыт зарубежных коллег.
В итоге, все ошибки Автор доклада свел к 3-м основным: 1. Конкуренция (соперничество) между тренерами, не работающая на достижение целей тренинга
ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ УСТРАНЕНИЯ ТРЕНЕРСКИХ ОШИБОК Описанные ниже пути устранения ошибок были проверены на собственном опыте Автора доклада и на опыте работы ряда тренеров. В некоторых случаях эффективность применения описанных приемов зависит от глубины владения тренером коммуникативными навыками и навыками обратной связи. 1. Конкуренция (соперничество) между тренерами, не работающая на достижение целей тренинга До тренинга полезно договориться друг с другом о зонах компетентности – это поможет частично снять нежелательное соперничество. Очень полезно провести предварительную работу «Как воспринимают тебя, как воспринимают меня, какой эффект это дает группе – возможные риски и преимущества» - можно использовать SWOT-анализ. Это поможет перевести фокус тренеров на актуальные задачи группы во время тренинга. Если в процессе тренинга ко-тренер начинает вступать в противоречие с оговоренной заранее моделью или спорить с другим тренером, полезно использовать позитивный парафраз или парафраз смысла [1]. 1-й тренер: Эта модель, в общем-то, не очень практически применима Нежелательная инициатива (та, которая не работает на цели тренинга) перехватывается с помощью открытых вопросов и парафраза. Как показывает опыт, конкуренция (соперничество) между тренерами возникает почти на каждом тренинге. Для того чтобы быть эффективным в этой ситуации, рекомендуется не пренебрегать взаимной обратной связью после тренинга и регулярно брать супервизию.
2. Отсутствие синхронизации в действиях (технический и ролевой аспекты) Хороший пример синхронизации в действиях при работе в паре – это работа профессиональных игроков в казино. Тренеры могут использовать их опыт для разработки «словаря» невербальных сигналов. Рекомендуется это сделать до тренинга. Важно иметь ввиду, что такие жесты не должны быть очевидными. К разработке «словаря» можно подойти творчески. Примеры невербальных сигналов см. в Таблице 2 Таблица 2
Чтобы не было диссонанса, можно договориться вступать, например, на счет «10», или «20». Тогда в процессе тренинга каждый будет начинать отсчет с «0» и, если до конца счета участники тренинга произнесут что-либо, то счет начинается снова. Если же один из тренеров «заговаривается» и не реагирует на невербальные сигналы полезно использовать парафраз или резюмирование. Парафраз смысла также полезно использовать, когда ко-тренер не следует своей роли или неожиданно меняет роль. Для контроля времени хорошо иметь в тренинговом зале настенные часы напротив ведущих J. В некоторых случаях полезно сообщать группе о ролях тренеров в начале работы или маркировать роли понятным для группы образом – это помогает зафиксировать роли тренеров в течение всего тренинга. 3. Позиционные ошибки («слепые пятна», установки и ориентации) До тренинга необходимо выяснить ориентации друг друга и понять поведение друг друга в однотипных ситуациях (например, реакции на сопротивление группы, работа со сложными участниками, закрепление успеха и т.д.). Очень полезно выяснить, на какие точки в групповой динамике тренеры обращают максимальное внимание, какие процессы считают наиболее значимыми, какие моменты - ключевыми. Важно проговорить, что намерены получить тренеры в каждый момент, каковы должны быть предполагаемые реакции, какова должна быть группа, какие у нее потребности и какое вмешательство требуется на каждом этапе. Это необходимо, чтобы снизить возможность следовать своим потребностям и решать свои личные задачи, которые не относятся к задачам тренинга. Анализ работы после тренинга необходимо проводить не только по типу совместной обратной связи, но и в виде индивидуальной письменной работы. Такой чек-лист может содержать следующие пункты: Максимальное сопротивление было вызвано__________________________________ И т.д. Тренерам рекомендуется обсудить заполненные чек-листы и сделать выводы для повышения эффективности совместной работы. И последнее. Анализ анкет обратной связи участников тренингов (отзывы, реакции), на которых работало более одного тренера, показал, что часто участники довольны работой одного тренера и не довольны работой других. При оценке эффективности тренинга на уровне реакций участников следует иметь ввиду, что такой эффект может быть обусловлен особенностями работы тренеров в паре (группе). Дело в том, что группа, как правило, воспринимает работу тренеров как вмешательство (порой агрессивное) в собственное пространство (это отмечал еще Курт Левин). И выплеснуть негативные эмоции или недовольство на кого-то из пары (группы) значительно проще, чем в ситуации работы одного тренера. При работе тренеров в тройках и группах все описанные выше тенденции сохраняются. Стоит отметить ряд особенностей.
ВЫВОДЫ: 1. Во избежание потенциальных ошибок не следует работать в паре (группе тренеров), если на то нет объективных технических или методических причин 2. Работа в паре (группе) имеет свои преимущества и опасности (см. Таблицу 3) Таблица 3
3. Типовые ошибки при работе тренеров в паре (группе) можно предотвратить или корректировать в процессе тренинга:
Литература: 1. Бизнес-тренинг: идеи и методы / Под ред. Моносовой А.Ж. – СПб.: Речь, 2005
Роман Баннов, 2009 г.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
© 2007 - 2024 colloquium.ru
|