7(917)590-0308 | |||||||
Пост-тренинг: методика закрепления тренинговых эффектов
|
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Чувство «с пользой проведённого времени» |
Чувство «времени, потраченного впустую» |
Повышение самооценки |
Понижение самооценки |
Желание развиваться |
Снижение мотивации к развитию |
Снижение уровня тревожности |
Повышение уровня тревожности |
Уровень усвоения
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Закрепление новых знаний |
Убежденность в правильности старых, неэффективных знаний |
Закрепление новых умений |
Непринятие новых умений |
Самостоятельные попытки применения новых знаний и умений |
Фиксация старого опыта |
Систематизация опыта |
Когнитивный диссонанс |
Уровень поведения
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Использование новых моделей поведения |
Возврат к старым, неэффективным моделям поведения |
Закрепление новых навыков |
Возврат к старым, неэффективным навыкам |
Использование новых навыков на бессознательном уровне |
Повышение тревожности в процессе использования новых навыков |
Отреагирование негатива |
Неотрефлексированный негативный эмоциональный опыт |
Уровень результата
Позитивные эффекты |
Негативные эффекты |
Повышение КПД участников |
Снижение КПД участников |
Уменьшение сроков выполнения заказа |
Нет изменений (или увеличение) сроков выполнения заказов |
Улучшение микроклимата в коллективе |
Ухудшение микроклимата в коллективе |
Повышение лояльности к организации |
Снижение лояльности к организации |
После того, как Вы определились с эффектами, необходимо выбрать конкретную форму пост-тренинга. Важно помнить, что форма выбирается в зависимости от уровня оценки результатов тренинга. Примеры (опять же в соответствии с уровнями Киркпатрика) представлены в таблице ниже:
Уровень реакций |
Уровень усвоения |
Уровень поведения |
Уровень результата |
Фотоотчет тренинга |
Тест с обратной связью тренера (e-learning тест) |
Видео рабочих ситуаций от участников с обратной связью тренера |
Тренинг для руководителей по внедрению изменений |
|
Домашнее задание с обратной связью тренера |
«Тайный покупатель» |
Создание стандартов |
|
Сопровождение на рабочем месте |
Разбор трудных ситуаций |
|
|
Изменение системы (качества) управления |
А сейчас давайте рассмотрим варианты некоторых конкретных мероприятий:
Область применения: сервис
Решаемые задачи: закрепление необходимости персонального подхода к клиенту
Дополнительные результаты: создание уникальной типологии клиентов с банком «рецептов общения» с каждым типом
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: усвоения
Пример описания задания:
«Уважаемые коллеги! Вам предстоит разработать Типологию клиентов вашей компании. Чтобы Типология получилась единой, вы будете работать вместе. Для этого вы можете воспользоваться следующим алгоритмом:
После того, как типология будет создана, вам будет необходимо разработать Банк рецептов взаимодействия с каждым типом, который должен включать:
Срок выполнения задания – 2 недели»
Область применения: продажи
Решаемые задачи: фиксация успеха в применении технологии продаж
Дополнительные результаты: привлечение новых клиентов
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: усвоения и результата
Описание задания:
«Уважаемые коллеги! Для выполнения этого задания проведите анализ успешной встречи с новым клиентом. После встречи ответьте на вопросы (в свободной форме):
Опишите результат встречи, сформулируйте выводы (в свободной форме) и пришлите нам. Срок выполнения задания – 2 недели».
Область применения: обучение и развитие
Решаемые задачи: закрепление навыков фасилитации
Дополнительные результаты: закрепление тренерской позиции
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: поведения
Описание задания:
«Сделайте видеозапись фрагментов собственного тренинга и пришлите ее нам. После этого мы дадим обратную связь по этой записи. Запись должна удовлетворять следующим требованиям:
Для того, чтобы Вам было проще выполнить это задание, пишите весь тренинг целиком, а потом выберите подходящие моменты и присылайте нам. Срок выполнения задания – 1 мес.»
Область применения: логистика
Решаемые задачи: снижение сроков поставки товара
Дополнительные результаты: уменьшение количества претензий клиентов по качеству обслуживания
Работа с тренинговыми эффектами на уровне: результата
Краткое описание курса:
Теперь, когда у вас есть целостное представление о том, что нужно делать и как, а также конкретные форматы пост-тренинга, осталось совсем немного: сделать это.
А как показывает опыт, сделать это не всегда просто. За последние 10 лет работы на тренинговом рынке я и мои коллеги заметили ряд проблем, с которыми приходится сталкиваться, когда речь заходит о пост-тренинге. Несмотря на то, что необходимость таких мероприятий очевидна, даже на бесплатный пост-тренинг заказчики соглашаются неохотно. В случаях же, когда пост-тренинг «продается», заказчики, как правило, уделяют ему меньше внимания, чем тренингу, и тогда все превращается в формальность. Часто невозможность проведения качественного пост-тренинга связана с очень большими трудностями на пути внедрения изменений в организации. Топ-менеджмент борется с инерцией руководителей среднего звена, а менеджеры среднего звена не хотят ничего менять. А иногда (особенно в случаях дистанционного контроля) все упирается в банальную лень.
Выход – планировать пост-тренинг на этапе разработки тренинга, рассматривать комплекс мероприятий, вести работу совместно со ВСЕМИ заинтересованными лицами, принимающими решение. Это всегда взаимодействие нескольких структур: подразделения, в котором планируется тренинг, HR-службы, департамента обучения и развития персонала, топ-менеджмента, наконец, внешних тренеров, если это необходимо. И только тогда потраченные усилия и средства не уйдут в песок.
Роман Баннов, 2010 г.