7(917)590-0308

Вебинары.
Из Древней Греции в Эпоху Виртуальной Реальности

 

Дмитрий Иванов, 2009 г.
Журнал "Управление человеческим потенциалом", #4, декабрь, 2009 г.


Первый шаг на пути создания вебинара был сделан в древнегреческих и римских школах.
Объединение таких активностей учащихся, как сообщения и диспуты, с комментариями и разъяснениями преподавателей, привело к созданию формата семинара и к выделению его в качестве отдельного вида учебной деятельности. В отличие от лекций, семинары изначально были ориентированы на двусторонний обмен информацией, на обсуждение актуальных вопросов по определенной теме. 

Второй шаг на этом пути был сделан  уже не так давно - в середине XX века.
После запуска Советским Союзом искусственного спутника Земли в 1957 году в Министерстве обороны США решили, что на случай войны Америке нужна надёжная система передачи информации. Агентство Передовых Оборонных Исследовательских Проектов США (DARPA) предложило разработать для этого компьютерную сеть. Проект был поручен четырем ведущим исследовательским центрам США, и в 1969 году первая в мире компьютерная сеть, которую назвали ARPANET (Advanced Research Projects Agency Network) объединила компьютеры четырех университетов-разработчиков. С этого момента сеть ARPANET начинает активно расти и развиваться, прежде всего как средство для обмена информацией между американскими учёными из разных областей науки.
В 1971 году была разработана первая программа для отправки электронной почты. 
В 1973 году к сети были подключены через трансатлантический телефонный кабель первые иностранные организации из Великобритании и Норвегии, и с этого момента сеть уже становится международной.

Следующим этапом на пути к вебинару стало создание в 1988 году первой системы текстового общения в режиме реального времени - IRC (Internet Relay Chat - ретранслируемый интернет-чат). Система была разработана финским студентом Ярко Ойкариненом (Jarkko Oikarinen) и стала особенно популярной после операции «Буря в пустыне» (1991 г.), когда сообщения со всего мира собирались в одном месте и в режиме on-line транслировались в IRC.

И, наконец, последний шаг в построении технологической базы для появления вебинаров был сделан в 1990 году, когда Тим Бернерс-Ли, сотрудник Европейского Центра Ядерных Исследований в Женеве (CERN), опубликовал описание новой технологии World Wide Web, основанной на протоколе передачи данных HTTP и языке гипертекстовой разметки страниц HTML. На базе предложенных стандартов в конце 1990 года появились первые веб-страницы.

Переходя к анализу и обсуждению особенностей on-line семинаров, давайте начнем с формального определения понятий.

Семинар - один из основных видов учебных практических занятий, имеющих целью передачу знаний.

Вебинар – семинар, проводимый через Интернет в режиме реального времени.

Получается, что основной смысл вебинара состоит в том, что он:

  • служит для передачи знаний
  • виртуально объединяет людей, которые физически находятся в разных точках пространства  

Кому же передаются знания, на какие типы аудитории сейчас работает данный инструмент? Можно выделить три большие категории участников вебинаров:

  • Студенты университетов, имеющие возможность "посещать" on-line семинары в рамках получения базового образования
  • Сотрудники компаний, профессионалы, совершенствующие свои знания и навыки по различным программам бизнес-образования
  • Клиенты, реальные и потенциальные, которым специалисты отдела маркетинга предоставляют информацию о продуктах и/или услугах своих компаний 

Интересный пример применения вебинаров демонстрируют американские хирурги. Все чаще и чаще клиники США  устраивают on-line трансляции сложных хирургических операций в режиме реального времени (прямо из операционной) [3]

Фактически, работа со всеми тремя категориям участников попадает в область обучения. Поэтому, для формирования и уточнения картины в целом, давайте посмотрим, какое место занимает вебинар в структуре процесса обучения (рис.1) 

 

Рис.1.  Вебинар в структуре процесса обучения
Рис.1.  Вебинар в структуре процесса обучения

 

На данной схеме формат e-Learning включает 4 составляющих:
- Учебные материалы в электронном виде – текстовая и графическая информация, распространяемая через Интернет или на CD/DVD дисках

- Компьютерные тренажеры – программы, помогающие проверить знания, сформировать и отработать навыки

- Тренинги/Презентации в электронном виде

- Интернет-конференции, которые можно разделить на:

  • "Симметричные" - обеспечвают равные возможности коммуникации для всех выступающих
  • "Асимметричные" (Вебинары) – когда предполагается только один ведущий и его коммуникационные возможности заметно шире, чем у слушателей

 
Как это работает?
Для того, чтобы принять участие в вебинаре, тема которого Вас заинтересовала, прежде всего нужно зарегистрироваться. После регистрации Вы получаете ссылку на страницу, через которую сможете "зайти" на вебинар во время его проведения. Вам, как участнику, никакое специальное программное обеспечение не потребуется. Все взаимодействие осуществляется через браузер, а для того, чтобы Вы слышали звук, нужно, чтобы к Вашему компьютеру были подключены наушники или акустическая система. Если вы хотите, чтобы ведущий и другие участники имели возможность видеть вас и слышать ваши комментарии, понадобятся еще веб-камера и микрофон.

Какие возможности вебинар обычно предоставляет участникам?

  • Просмотр слайдовых презентаций, созданных, например, в программе "Power Point"
  • Видеоизображение ведущего в режиме реального времени
  • Аудиосвязь через компьютер в режиме реального времени
  • Запись on-line семинара с возможностью последующего просмотра, причем не только для участников, но и для всех желающих       
  • Электронная доска, на которой ведущий и слушатели могут оставлять свои комментарии
  • Текстовый чат для обмена информацией между ведущим и участниками и для общения участников между собой
  • Проведение голосований и опросов, когда ведущий представляет на выбор несколько вариантов ответов и каждый участник отмечает тот вариант, который считает наиболее подходящим. Результаты опроса в реальном времени выводятся на экран

В чем преимущества вебинара для тех, кто хочет получать новые знания?

  • Снижение прямых расходов на обучение. On-line формат гораздо дешевле, чем очная форма лекций, семинаров, тренингов
  • Исключение косвенных расходов на обучение – переезды, перелеты, гостиницы, питание, …
  • Экономия времени – возможность учиться на рабочем месте или дома. Если по каким-то причинам вы не смогли принять участие в вебинаре, вы можете просмотреть его запись в удобное для вас время.
  • Отсутствие географических границ – вы можете участвовать в вебинаре, который проводится в другом городе или в другой стране
  • Оперативность и экспертность в решении конкретных проблем. Если у Вас возникли вопросы, скажем, по теме "Лидерство", вы можете записаться на вебинар к Стивену Кови или Тому Питерсу и получить рекомендации "из первых рук" [6] [7]
  • Высокая "концентрация" представляемой информации. Большинство тренеров и компаний, проводящих вебинары, стараются включать в них не общедоступную, а специфическую и малоизвестную информацию

Для организаций, предоставляющих услуги по обучению, вебинары  имеют следующие преимущества:

  • Низкая себестоимость продукта (on-line семинара). Нет расходов на аренду помещения, организацию питания участников, командировки тренеров
  • Расширение географической зоны охвата потенциальных и реальных клиентов (теоретически, до масштабов планеты Земля)
  • Увеличение количества участников "виртуальной" группы без снижения качества продукта. В "реальном" семинаре превышение некоторого оптимального числа участников приводит к снижению уровня усвоения материала (если организатор не увеличивает стоимость семинара, например, подключая второго тренера). В случае же "виртуального" семинара предельное количество участников ограничивается только техническими возможностями платформы, на которой он проводится.     

Чем успешный вебинар отличается от неуспешного. На какие моменты имеет смысл обратить внимание организаторам?

  • Определение целевой аудитории, ее потребностей
  • Бесперебойная работа аппаратно-программной платформы, на базе которой проводится вебинар
  • Интересная тема и яркое название
  • Привлекающий внимание и интригующий текст приглашения
  • Тщательная подготовка. Проведение виртуального семинара предъявляет более высокие требования к слайдам и речи ведущего, так как в данном случае это – основные инструменты привлечения и удержания внимания. Оригинальные, динамичные, возможно, даже провоцирующие слайды, выразительное и эмоциональное выступление тренера -  необходимые условия для установления и поддержания контакта с аудиторией  
  • Проведение "тестового прогона" вебинара, который поможет выявить и устранить все технические "нестыковки"
  •  Взаимодействие с аудиторией – вопросы, обсуждения, упражнения. Для виртуального семинара это значительно важнее, чем для "реального", так как в on-line режиме у участников существует огромное количество отвлекающих факторов
  • Наличие у ведущего квалифицированного помощника, основной задачей которого является работа с чатом - выбор наиболее интересных и "полезных" вопросов для представления их тренеру, ответы на "технические" вопросы участников и так далее
  • Оптимальная степень "интерактивности" вебинара, которая определяется количеством участников. Если их не более двадцати, организация двухстороннего общения с аудиторией обязательна. В противном случае степень "интерактивности" следует снижать, переходя к преимущественно одностороннему формату взаимодействия

К сожалению, даже выполнение всех представленных выше рекомендаций не позволяет полностью компенсировать основной недостаток, присущий данному инструменту обучения – отсутствие непосредственного, "живого" контакта тренера и аудитории. Это приводит к заметному снижению эмоциональной вовлеченности участников в процесс "виртуального" семинара по сравнению с "реальным".

Поэтому, на данном этапе развития технической базы вебинаров, оптимальным с точки зрения соотношения цена/качество будет построение смешанной системы обучения, позволяющей эффективно использовать сильные стороны "живого" и "on-line" форматов взаимодействия ведущего и группы.  

Какие тенденции наблюдаются сейчас на рынке вебинаров и что нас ожидает в будущем?

По данным, представленным источником [4], размер глобального рынка e-Learning в 2010 году будет составлять 52.6 млрд. долларов. Ожидается, что рынок вебинаров в том же году увеличится до 5.1 млрд. долларов, что составит 10% от всего рынка электронного обучения (рис.2). Прирост рынка вебинаров ожидается на уровне 10% – 15% в год.

Рис.2. Размер глобального рынка e-Learning

Рис.2. Размер глобального рынка e-Learning

 

На обеспечение такого прироста будут работать два основных фактора:

  • привлечение большего числа участников к вебинарам, посвященным "традиционным" темам – вопросам, по которым обучение (передача знаний) проводится уже сейчас
  • расширение списка тем, раскрываемых в формате вебинара

Интересный пример действия второго фактора мы находим в Японии. Там все более популярным становится общение с "предсказателями судьбы" в режиме on-line. Подавляющее большинство пользователей службы виртуальных гаданий (до 80%) - женщины в возрасте от 25 до 40 лет. Виртуальная связь с ворожеей в течение 10 минут обходится примерно в 3000 иен (около $30), но любопытных японок это не останавливает. [5]
Видимо, в скором времени мы станем свидетелями очередного всплеска активности представителей различных "нетрадиционных" учений - магов, астрологов, колдунов, прорицателей, ясновидящих, и так далее, теперь уже в формате вебинара.

В каких направлениях может происходить развитие вебинара, как продукта, если организаторы прислушаются к потребностям и пожеланиям участников?

Мы уже говорили о том, что основной недостаток вебинара – отсутствие "живого" контакта тренера и аудитории, что приводит к заметному снижению эмоциональной вовлеченности участников. Давайте подумаем, что можно сделать для улучшения ситуации, оставаясь в рамках "виртуального" семинара. Если Вы спросите, какие ассоциации вызывает у меня участие в вебинаре, я отвечу, что это похоже на игру в "Морской бой" по сети. Я, честно говоря, по сети в "Морской бой" не играл и не знаю, как это выглядит на самом деле. Но ассоциация у меня такая: на экране компьютера я вижу картинку, представленную на рис.3   

 

Рис.3. "Морской бой" 

Рис.3. "Морской бой"

Координаты "выстрелов" противника мне передаются голосом, я сам отмечаю их крестиками на поле. Свои выстрелы я передаю оппоненту таким же "высокотехнологичным" путем. Понимаете, в чем для меня смысл аналогии? С одной стороны – игра в реальном времени с партнером, который может находиться в любой точке мира. Это – действительно HiTech. С другой стороны – доисторический интерфейс, разработанный несколько десятков лет назад, еще до изобретения персональных компьютеров и технологии WWW (World Wide Web). Понятно, что моя вовлеченность в игру определяется не только интерфейсом. Но, при прочих равных, мне гораздо интереснее смотреть на 3D изображения настоящих боевых кораблей, чем на синие клеточки на экране. Меня гораздо сильнее вовлекает в процесс имитация звуков реальных взрывов, чем нудный голос "противника" (см. рис.4)    

 

 

Рис.4. "Морской бой 3D" 

Рис.4. "Морской бой 3D"

Итак, один из путей усиления эмоциональной вовлеченности участников - повышение уровня "мультимедийности" вебинаров
Второй путь - расширение интерактивных возможностей участников. Помните, мы с Вами в начале статьи определили место вебинара в структуре процесса обучения? (рис.1) Мы классифицировали вебинар, как "асимметричную Интернет-конференцию", которая отличается от "симметричной" тем, что коммуникационные возможности у ведущего заметно шире, чем у слушателей. Повышение степени "симметричности" вебинаров, то есть предоставление участникам всех тех возможностей, которые есть у ведущего, сделает on-line семинар живее, динамичнее и увлекательнее.

Третий путь связан с этимологией термина "вебинар".  Как мы с вами уже выяснили, вебинар – это семинар на базе технологии Web (или World Wide Web, или WWW), позволяющей работать с гипертекстовыми документами, связанными между собой гиперссылками. На нормальном русском языке это означает, что я могу переходить от документа к документу, просто кликая мышкой по соответствующей ссылке, и мне совершенно незачем знать, где именно находится документ, который я читаю в настоящий момент.  Web-технология позволяет мгновенно переходить от темы к теме или изменять уровень детализации изучаемого вопроса. А теперь подскажите мне пожалуйста: Что общего между технологией Web и вебинаром в том виде, как он представлен сейчас? Затрудняетесь? И не удивительно. Потому что общего крайне мало: только то, что вы попадаете на вебинар через какую-то страничку, которая расположена в этом самом пространстве WWW. Но в процессе работы на вебинаре и ведущий, и участники полностью лишены возможности использовать гиперссылки. Потому что содержание вебинара сейчас представляется в виде слайдовой презентации, формат которой не имеет ничего общего с Web-технологией.
Ситуация складывается парадоксальная. Можно сказать, что вебинар – это on-line семинар, в котором не применяется Web-технология.
Будут ли предприняты какие-либо шаги в этом направлении, и, если будут, то какие именно, покажет время. Но, если удастся совместить формат on-line семинара с системой гиперссылок, привлекательность и эффективность вебинаров поднимется на качественно новый уровень. Да и само название "вебинар" перестанет наконец быть источником внутренних противоречий.       

Сейчас мы с вами обсудили достаточно близкие и вполне очевидные тенденции развития формата on-line семинара. Давайте теперь подумаем, как он может измениться в отдаленной перспективе. И в этом нам, как обычно, поможет жанр научной фантастики, в недрах которого были рождены если не все открытия и изобретения, то уж точно их большая часть. Итак, какие перспективы развития компьютерных технологий предсказывают нам гуру научно-фантастической литературы? Если не вдаваться в излишнюю детализацию, общее направление выглядит примерно так:
Технологии виртуальной реальности обеспечивают полный "эффект присутствия" в том пространстве, которое моделируется аппаратным и программным обеспечением. Это означает, что мне достаточно просто подключиться к Сети ( или, если ваш Герой – хакер Нео, к Матрице :) и я моментально попадаю в другую реальность, которая для меня неотличима от "настоящей". Я "живу" в этом смоделированном мире, и все мои ощущения, эмоции, переживания – абсолютно реальны для меня. Какими станут вебинары, построенные на такой совершенной платформе?
Здесь можно выделить несколько интересных моментов:   

  • Участники получают возможность влиять на направление развития основной темы. То есть нет никакого жесткого плана семинара, а есть "пространство вариантов", из которого формируется "рабочее направление", наиболее интересное и полезное для аудитории
  • Произвольное время начала вебинара. Компьютерная система генерирует "базовый вариант" семинара, участники подключаются в удобное для них время, и платформа моделирует их работу в реальной группе: вопросы, ответы, презентации, дискуссии…
  • Кастомизированная (от английского customise – подстраивать, подгонять) форма содержательной части вебинара, при которой компьютерная система собирает ожидания участников и генерирует каждому персональный контент в рамках единой темы. То есть тема семинара общая, а примеры и вопросы у каждого участника – свои, в соответствии с его областью деятельности и пожеланиями.

Этот список можно продолжать до бесконечности, но приведенных пунктов вполне достаточно для того, чтобы сформулировать основную идею стратегического развития формата on-line семинара. Она состоит в том, что из бюджетного варианта для замены "живого" семинара вебинар на базе технологии виртуальной реальности превратится в некий интегральный формат, соединяющий в себе все преимущества семинара и тренинга и дополняющий их своими уникальными возможностями.

На этом, собственно, и завершится долгий путь развития вебинара, который мы проследили, начиная с Древней Греции и заканчивая Эрой Виртуальной Реальности. Продукт, который получится в конце этого большого пути будет настолько не похож на то, что мы знаем сейчас, что потребуется, как минимум, пересмотреть само определение термина "вебинар". А с этого момента начнется уже следующий виток его развития…
Но это – совсем другая история.

 

Источники:

[1] ru.wikipedia.org
[2] profobus.ru/webinars
[3] digest-news.ru
[4] www.financialexpress.com
[5] www.utro.ru
[6] www.stephencovey.com
[7] www.tompeters.com

 

Дмитрий Иванов, 2009 г.

 

[ В начало раздела ]



© 2007 - 2017 colloquium.ru

 

Статьи